Права потребителей под усиленным надзором
Совет Федерации готовит новую версию законопроекта о защите прав потребителей, потому что старая не менялась уже больше 30 лет и никак не регулирует права потребителей при покупке цифровых продуктов и услуг. Так же вне закона остаются площадки объявлений и социальные сети, через которые потребителям реализуется все больше товаров и услуг.
В целом инициатива хорошая, потому что закон действительно не учитывает современные реалии мира, где онлайн-торговля набирает обороты с каждым днем. Но хотелось бы видеть и как права онлайн-продавцов тоже будут защищать новые справедливые законы.
Вот, например, ситуация с платными возвратами, которые по-прежнему волнуют всех участников рынка. Покупатели негодуют и платят за возврат, селлеры тоже недовольны, но исправно оплачивают логистику.
Но у покупателей больше шансов не платить: в Госдуму внесли на рассмотрение поправки к статье 26.1 закона о защите прав потребителей. Депутаты акцентируют внимание на том, что по действующему закону для онлайн-торговли характерная правовая неопределенность. Этим пользуются некоторые организаторы торговли и берут плату за возврат качественных товаров, от покупки которых покупатель решил отказаться в процессе.
По законопроекту, который сейчас рассматривает Госдума, "продавец несет расходы на доставку от потребителя возвращенного товара и расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем по договору". И снова должен платить продавец, который вряд ли счастлив катать товары по всей стране за свой счет. Кажется, без претензий в ситуации с возвратами остаются только сами площадки.