Маркетплейсы как площадка для бизнеса
Задумывались о том, чтобы начать бизнес на маркетплейсах? Рынок электронной коммерции в России растет как на дрожжах, особенно в период карантинных ограничений. Тенденция сохранится и после того, как пандемия закончится. Аналитики утверждают, что электронная коммерция как отрасль будет расти на 25-30% в год ближайшие пять лет. А это значит, что можно зайти на этот рынок сейчас и обосноваться на нем до пика.
Чем отличается бизнес через маркетплейс от обычного
- Быстрый старт
На сегодняшний день это самый простой и эффективный способ начать продажу товаров. Не нужен сайт, не требуется большой коллектив и собственная логистика. - Активный рост
Ежегодный рост оборота ведущих маркетплейсов достигает 300-500%. Рынок растет и вы будете расти вместе с ним. Чем раньше вы начнете, тем сложней конкурентам будет вас догнать. - Быстрый оборот
Первые продажи могут пройти уже через несколько минут после того, как товар появится на площадках. В отличие от оффлайн сетей, вам не придется долго ждать — маркетплейсы платят быстро. Если федеральные сети просят отсрочку платежа в 3-6 месяцев, то на маркетплейсах вы будете получать выплаты раз в неделю или месяц. - Комиссия
На данный момент комиссия площадок составляет от 5 до 70%. Пусть верхняя планка вас не пугает — такие аппетиты только у Lamoda, попасть туда новичку практически нереально. А на AliExpress, Ozon и Wildberries комиссии от 5 до 50%, в зависимости от категории.
Как начать продавать на маркетплейсах
C чего начать? Зависит от нескольких факторов — например, наличия товара, регистрации в качестве самозанятого или юрлица. Также вам потребуется сертификат на товары или отказное письмо. Не знаете, что требуется в вашем случае?
Не нужно быть производителем, вы вполне можете заказывать товар у завода-изготовителя под собственной торговой маркой, или же заняться продажей товаров, произведенных под чужим брендом.
У вас есть собственный товар
У вас уже есть товар, который вы производите сами или заказываете на стороннем производстве под своей торговой маркой. Для начала работы вам нужно иметь:
- зарегистрированную организацию (юрлицо), в некоторых случаях подойдет и статус самозанятого.
- сертификат или отказное письмо на продукцию.
- партию товара для отгрузки на маркетплейс.
- возможность оперативно пополнять ассортимент.
Не забывайте про защиту прав на торговую марку (регистрация бренда), конструкцию товара (патент) и контента (фото и видео товаров). Нельзя использовать бренд, товар или контент для карточки, на которые вы не имеете прав. После регистрации (инструкции по регистрации есть в "Руководстве новичка"), вам нужно будет оформить карточку товара и внести сведения о поставке. Когда все пункты будут заполнены верно, нужно будет отгрузить товар в назначенный день. А затем следить за продажами и анализировать спрос.
У вас есть чужой товар
Вы дистрибьютор продукции чужого бренда, и хотите продавать его товары на маркетплейсах. Такая возможность существует, но есть некоторые оговорки. Для торговли товарами чужого бренда вам потребуется:
- разрешение правообладателя;
- сертификат или отказное письмо на продукцию;
- партия товара для отгрузки на маркетплейс
- товар или план поставок для будущего подсорта.
При торговле noname-продукцией крайне велик риск, что у вас появятся прямые конкуренты. Другие поставщики, увидев рост продаж, могут начать торговать таким же товаром, что и у вас. Помешать этому вы не сможете.
Помимо прочего, правообладатель может сам зайти на маркетплейсы, оценив ваши продажи. В таком случае он отзывает разрешение, и получает приоритет. Не факт, что у вас будет возможность продать товарные остатки. А чтобы вывезти продукцию с склада маркетплейса, придется заплатить за каждую единицу товара. При этом не факт, что товар будет выдан вам оперативно. Другая проблема — легальная конкуренция. Разрешение на продажу товаров определенного бренда могут выдать не только вам, но и другим дистрибьюторам. А это высокая конкуренция и борьба за покупателя.
У вас есть товар, но нет юрлица
Такое тоже бывает, но вы всё равно можете вести свой бизнес на маркетплейсах. В таком случае вариантов решения несколько. Можно зарегистрировать юридическое лицо или получить статус самозанятого. А можно заключить договор с компанией, которая поставляет товары на маркетплейсы, и пользоваться их услугами. Продажа через посредника позволит оценить интерес к товару, разобраться с возможностями площадок и попробовать себя в бизнесе прежде, чем вы окунетесь в него с головой. Впрочем, вам также нужно будет найти легальный способ поставлять товары на маркетплейсы, вам потребуется сертификат или отказное письмо, а также товар для отгрузки и для подсорта.
Остались вопросы? Задайте их через чат.