Тренды российского ритейла в период пандемии
Что происходит с отраслью и чего ждать? Этим вопросом задаются все игроки рынка. Об этом регулярно говорят на вебинарах и конференциях. Эксперты отрасли в очередной раз проанализировали ситуацию. Среди экспертов: Prognosis, BestBrains Consultancy, Effix Communications, ЦОПиСП.
1. Сдержанный оптимизм
В целом эксперты оценивают ситуацию положительно, несмотря на сложную экономическую ситуацию. У рынка большой потенциал, а у компаний в ритейле есть собственные мощности.
2. Взаимопроникновение онлайна и офлайна
Онлайн-ретейлеры приближаются к своим потребителям. Wildberries, Ozon и Lamoda подыскивают торговые площади в центре города. В приоритетах высокий трафик и небольшая площадь (40-70 кв.м.)
3. Вынужденная цифровизация
Если раньше крупные игроки рынка использовали лишь inhouse-решения и собственные IT-разработки, то в момент кризиса все изменилось. Многим не хватило собственной подготовки и они, невзирая на принципы и бизнес-модель, воспользовались сторонними разработками. Среди них пакетные облачные решения и технологии для построения системы онлайн-продаж.
4. Коронавирус привел к партнерству
Многие увидели в карантинных ограничениях точку роста, и объединили усилия для наиболее продуктивной работы. Ритейлеры объединялись со службами доставки, каршерингом, такси и маркетплейсами. А также многие осваивали новые категории, в основном связанные с продуктами питания.
5. Кризис сплотил нас
Эффективное управление человеческими ресурсами и капиталом стало преимуществом и приоритетом. На первый план для руководства вышли компетенции и забота о команде. Среди сильных сторон также указывали скорость и гибкость в принятии решений, умение работать в команде. Человеческий фактор в широком смысле объединил нас всех.
6. Женщины лучше адаптировались
Их высказывания оказались вдвое оптимистичнее и менее тревожны по сравнению с мужскими.
7. Ритейл опасается падения спроса и не только
Основными внешними угрозами названы:
- сокращение спроса;
- ухудшение экономической ситуации в целом;
- риски последствий госрегулирования;
- страх сокращения штата;
- возможность массового распространения вируса среди персонала.
8. Ритейл ищет новые форматы работы с покупателем
Непродовольственные ритейлеры включили в свой ассортимент продукты питания (Например, Ozon и Lamoda). Некоторые компании начали доставлять товары со склада клиенту, без участия магазина. В дальнейшем количество продаж d2c (direct to consumers, напрямую покупателям) будет расти, и появятся новые решения для поддержки и реализации такого способа работы.
9. Удаленный офис
Пандемия наглядно продемонстрировала, что менеджмент в большей своей части может работать удаленно. Некоторые компании планируют сокращать присутствие в офисах и переводить от 30% до 50% персонала на постоянную удаленную работу.
10. Коммуникации с потребителем
Ритейлеры прилагают массу усилий в борьбе за лояльность потребителей. Больше внимания уделяется репутации. Пользователи чаще пишут и обращаются к брендам в соцсетях, количество таких обращений выросло на треть. Повысилась и значимость социальной ответственности. Взаимной поддержки ожидают друг от друга все, включая потребителей, регуляторов и акторов рынка.
via Retail Loyalty