Роспотребнадзор планирует вернуть наличные на рынок e-commerce
Роспотребнадзор намерен внести поправки в закон о защите прав потребителей. Поправки обяжут интернет-сервисы (агрегаторы и маркетплейсы — Wildberries, Ozon, сервисы из экосистемы Яндекс) принимать от потребителей как оплату картой, так и наличные.
АКИТ не согласна и объясняет, что многие товары, услуги и сервисы, которые продаются в сети, в принципе не могут быть оплачены наличными — например, онлайн-игры, подписки, аудио- и видеоконтент. Многие компании отказались от наличных в пандемию, чтобы снизить для покупателей риски заражения.
Роспотребнадзор поясняет, что потребитель не обязан иметь банковскую карту, но при этом не должен быть ограничен в доступе к товарам и услугам. По мнению Роспотребнадзора, негативных последствий для рынка не будет. Магазины приложений Apple и Google, Booking, под действие поправок не попадают.
Петр Шелищ, председатель Союза потребителей, напоминает о том, что первоначально норму о праве выбирать приемлемый и удобный способ оплаты ввели для защиты потребителей от продавцов и поставщиков услуг, которые требовали только наличные. Теперь же при принятии поправок россияне будут вынуждены отказаться от услуг некоторых зарубежных интернет-магазинов и площадок, потому как они принимают оплату только онлайн.
Безналичные платежи гораздо популярнее наличных расчетов, картой платят в 5 раз чаще. Свыше 20% безналичных платежей приходится на оплату с помощью мобильного телефона через терминал в кассе.