Онлайн-шопоголикам поставили диагноз
Покупки на маркетплейсах могут вызвать болезненную зависимость, об этом сообщила Ольга Крушельницкая, руководитель программы магистратуры «Социальная психология в реальном и виртуальном пространстве».
Онлайн-шоппинг прочно вошел в жизнь россиян: это удобно, быстро и значительно расширяет географию продаж. Вот только иногда привычка заглянуть на маркетплейс перерастает в настоящее психическое расстройство, а из-за бесконечных покупок человеку не хватает денег на квартплату и даже еду.
Крушельницкая отмечает несколько признаков зависимости:
• регистрация в большом количестве интернет-магазинах и маркетплейсах;
• ежедневное посещение ресурсов, чтение рассылок и отзывов на самые разные товары;
• покупки в ущерб себе и накопление долгов;
• сначала покупка, потом размышление зачем нужна эта вещь.
Среди причин такого поведения — борьба с тревогой и депрессией. Покупки действительно доставляют человеку удовольствие и дают иллюзию свободы и власти.
Для селлеров — шопоголики тоже проблема. Казалось бы — люди совершают больше покупок, а это выгодно бизнесу. Но проблемы есть и здесь:
• такие люди очень часто возвращают покупки: эйфория спадает и приходит чувство вины или стыда. Или же бдительные родственники оформляют возврат;
• заказ возвращается продавцу, потому что клиент просто не может за него заплатить из-за многочисленных долгов;
• счастливый шопоголик приносит домой товар и обнаруживает, что у него уже есть эта вещь. Возможно даже не распакованная. Селлеру — очередной возврат.
Так что шопоголики — не самые выгодные клиенты. Может быть и хорошо, что психиатры всерьез думают пересмотреть свою позицию и признать шопоголизм нарушением здоровья.