О регулировании деятельности маркетплейсов
По данным ФАС, за последние 2,5 года на российских маркетплейсах товарооборот вырос более чем в 7 раз ( с 167 млрд до 1,214 трлн рублей), поэтому в ведомстве поддерживают идею о регулировании работы маркетплейсов и считают, что для этого нужен отдельный федеральный закон. По словам замдиректора ФАС Петра Иванова, эта необходимость обусловлена тем, что по сути маркетплейсы не являются торговыми организациями, соответственно, применение мер регуляции как для торговых сетей не решит проблемы взаимодействия между площадками, селлерами, покупателями и ПВЗ.
Несмотря на все методы саморегуляции отрасли, о которых неоднократно говорили и в АКИТ, и сами представители маркетплейсов, проблемы остаются. Комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле, созданная в 2022 году, за время своей работы рассмотрела более 1500 обращений и часть из них успешно решила. Но существуют «систематические проблемы, которые невозможно решить без законодательного регулирования» — так считает Замдиректора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Юлия Юдина.
Основная дискуссия разворачивается сейчас вокруг положений нового законопроекта, которые предполагают более жесткие меры регулирования для лидеров рынка маркетплейсов. В частности экспертам не очевидно, почему стоимость всех услуг маркетплейса для селлера не может превышать 10% от общей стоимости товара, а неустойку можно выставить на сумму не более 15% от стоимости товара, в отношении которого допущено нарушение.
Аналитик Data Insight Сергей Семко прокомментировал эту норму: «За счет этих комиссий маркетплейсы осуществляют свою деятельность, в том числе доставку, поддержание витрины, работу IT. У офлайн-ритейлеров есть ограничения по комиссии, но это наценка действует на социально значимые товары, а поддерживают свою прибыльность они на других позициях. Для маркетплейсов предложение звучит странно».
Представители тех самых «значимых агрегаторов» — Wildberries и Ozon в своих комментариях Shopper’s так же высказывают опасения по поводу жесткого регулирования. По мнению представителей маркетплейсов, подобные инициативы должны обсуждаться в диалоге с отраслью и создаваться для развития рынка, а не сдерживать его.