Антимонопольные службы обсудили способы регулирования рынка eCommerce
В Казани прошел Международный круглый стол на тему «Антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики», организованный Антимонопольным центром БРИКС совместно с ФАС России.
Появляются новые факторы, которые усиливают доминирующее положение компаний на рынке: “цифра”, большие данные, владение программами ИИ и вычислительными мощностями — все это надо учитывать при рассмотрении дел о злоупотреблениях
— считает замглавы ФАС Андрей Цыганов.
Помимо этих факторов, участники обсудили источники дохода маркетплейсов в виде штрафов. Поводом послужили цифры из недавней отчетности Wildberries за 2023 год, где указаны 78% чистой прибыли (15 млрд руб.) в виде штрафов и неустоек, взысканных с продавцов.
Большая часть доходности маркетплейсов проистекает не от коммерческих операций в чистом виде, а от квазифискальной деятельности, то есть от сбора штрафов
отметил директор Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов. В ведомстве считают, что существующие алгоритмы цифровых платформ могут служить формой прикрытия экономически эксплуатационных практик, ущемляющих права разных участников платформ.
Участники дискуссии сошлись во мнении о том, что рынок меняется и антимонопольное право должно меняться. При этом ФАС придерживается инструментов мягкого права и делает ставку на саморегулирование маркетплейсов.
Оптимальный вариант решения проблем отрасли — применение механизмов саморегулирования в сочетании с эффективным применением действующего законодательства, которое должно совершенствоваться с учетом меняющихся реалий
сообщила начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС Надежда Шаравская.
Реальность рынка ecom действительно быстро меняется и то, что в профильных ведомствах приходит понимание невозможности регулировать этот сектор привычными инструментами, внушает надежду на развитие и порядок в отрасли. По крайней мере так считают российские антимонопольные службы и их коллеги из стран БРИКС.
Индустрия