Тренды российского ритейла в период пандемии

Что происходит с отраслью и чего ждать? Этим вопросом задаются все игроки рынка. Об этом регулярно говорят на вебинарах и конференциях. Эксперты отрасли в очередной раз проанализировали ситуацию. Среди экспертов: Prognosis, BestBrains Consultancy, Effix Communications, ЦОПиСП.

1. Сдержанный оптимизм

В целом эксперты оценивают ситуацию положительно, несмотря на сложную экономическую ситуацию. У рынка большой потенциал, а у компаний в ритейле есть собственные мощности.

2. Взаимопроникновение онлайна и офлайна

Онлайн-ретейлеры приближаются к своим потребителям. , и подыскивают торговые площади в центре города. В приоритетах высокий трафик и небольшая площадь (40-70 кв.м.)

3. Вынужденная цифровизация

Если раньше крупные игроки рынка использовали лишь inhouse-решения и собственные IT-разработки, то в момент кризиса все изменилось. Многим не хватило собственной подготовки и они, невзирая на принципы и -модель, воспользовались сторонними разработками. Среди них пакетные облачные решения и технологии для построения системы онлайн-продаж.

4. Коронавирус привел к партнерству

Многие увидели в карантинных ограничениях точку роста, и объединили усилия для наиболее продуктивной работы. Ритейлеры объединялись со службами доставки, каршерингом, такси и маркетплейсами. А также многие осваивали новые , в основном связанные с продуктами питания.

5. Кризис сплотил нас

Эффективное управление человеческими ресурсами и капиталом стало преимуществом и приоритетом. На первый план для руководства вышли компетенции и забота о команде. Среди сильных сторон также указывали скорость и гибкость в принятии решений, умение работать в команде. Человеческий фактор в широком смысле объединил нас всех.

6. Женщины лучше адаптировались

Их высказывания оказались вдвое оптимистичнее и менее тревожны по сравнению с мужскими.

7. Ритейл опасается падения спроса и не только

Основными внешними угрозами названы:

  • сокращение спроса;
  • ухудшение экономической ситуации в целом;
  • риски последствий госрегулирования;
  • страх сокращения штата;
  • возможность массового распространения вируса среди персонала.

8. Ритейл ищет новые форматы работы с покупателем

Непродовольственные ритейлеры включили в свой ассортимент продукты питания (Например, Ozon и Lamoda). Некоторые компании начали доставлять товары со склада клиенту, без участия магазина. В дальнейшем количество продаж d2c (direct to consumers, напрямую покупателям) будет расти, и появятся новые решения для поддержки и реализации такого способа работы.

9. Удаленный офис

Пандемия наглядно продемонстрировала, что менеджмент в большей своей части может работать удаленно. Некоторые компании планируют сокращать присутствие в офисах и переводить от 30% до 50% персонала на постоянную удаленную работу.

10. Коммуникации с потребителем

Ритейлеры прилагают массу усилий в борьбе за лояльность потребителей. Больше внимания уделяется репутации. Пользователи чаще пишут и обращаются к брендам в соцсетях, количество таких обращений выросло на треть. Повысилась и значимость социальной ответственности. Взаимной поддержки ожидают друг от друга все, включая потребителей, регуляторов и акторов рынка.

via Retail Loyalty

Следите за новостями маркетплейсов в нашем телеграм-канале — самом крупном сообществе поставщиков на российские маркетплейсы.